Главная » Статьи » История виноделия

Средиземноморье - Родина виноделия


"Наука Эллады"

Итак, несмотря на то, что виноград был распространен практически на всех континентах Земли, классическая культура виноделия появилась только в Средиземноморье. В этом районе наиболее древней является виноградная культура острова Крит и островов Эгейского моря. Скорее всего, она была завезена сюда финикийцами не позднее II тыс. до н.э., а затем проникла в материковую Грецию. Возможно, что финикийцы принесли виноградную лозу в Северную Африку, где в XI-VIII вв. до н.э. они основали Карфаген.

Итак, вино существовало в Греции еще в Крито-микенскую эпоху, то есть 3000 лет назад. Но, проникнув в Грецию, виноградное вино долгое время (всю архаическую эпоху - с XV по VII вв. до н.э.) было дорогим и редким напитком, употреблявшимся в праздничной обстановке богатых пиров. В домашнем обиходе длительное время обычными были напитки из меда. Свидетельство об этом мы находим в ранних памятниках греческой литературы.

Уже первые греческие писатели воспевали вино и дали различные советы по культуре винограда. Так, Гесиод в своем дидактическом эпосе "Труды и дни" рекомендовал собирать виноград, когда "Орион и Сириус достигнут середины неба, снимай гроздья и неси их в дом. Выставь их на солнце на десять дней и десять ночей, а потом пять суток пусть они лежат в тени. На шестой же день наполни сосуды радостными дарами Диониса".

Основные сведения о приготовлении вина в архаике мы черпаем из единственных памятников литературы этой эпохи - из героических эпосов Гомера "Илиада" и "Одиссея". В "Илиаде" так изображается пора сбора винограда: "девы и юноши в резвости детской шли и в плетеных корзинах несли медосладкие гроздья".

Герои "Илиады" и "Одиссеи" невозможны без вина и обильных возлияний. Так, женихи, прослышавшие про гибель Одиссея и прибывшие свататься к его жене Пенелопе, воспользовавшись отсутствием хозяина, "пируют и вина искрящие пьют безрасчетно" (в своих домах они обычно пили только медовое вино). Гостей встречал и по возможности виноградным вином. В одном из эпизодов поэмы описывается, как служанки выносят для угощения Одиссея и его спутников "хлеба и мяса, сосуды с пурпурным вином искрометным". В другом эпизоде рассказывается, как, отдыхая после пополнения запасов козьего мяса на острове, расположенном по соседству с островом циклопа Полифема, путешественники "ели прекрасное мясо и сладким вином утешались".

Гомер упоминает названия вин по месту их изготовления. В VII книге "Илиады" царь острова Лемнос прислал ахейцам под Трою "корабли, нагруженные винами Лемна", "тысячу мер вина". После этого началась меновая торговля:

Прочие мужи ахейские меною вино покупали:
Те за звенящую медь, за седое железо меняли,
Те за воловьи кожи или за волов круторогих,
Те за своих полоненных.

Вино помогает ахейцам выдержать долгую осаду Трои. Гекуба, когда Гектор вернулся с поля брани, предлагает ему вино, которое придает человеку силу и бодрость, исчерпанные военными трудами. Именно после битвы в осажденной Трое и в греческом лагере, куда прибыло много кораблей, нагруженных вином, происходит богатое пиршество. Вино спасает Одиссея и его спутников от жестокого циклопа Полифема: напоив циклопа, собиравшегося съесть всех моряков, привезенным с собой вином, Одиссей ослепляет его и ускользает вместе со своими товарищами...

От ахейцев культуру виноделия унаследовала классическая Греция. Особенно славились Хиосское, Лесбосское, Кипрское, Родосское и Фасосское вина. И по сей день со дна Средиземного и Черного морей поднимают в ходе подводных раскопок суда, груженые амфорами с вином. В некоторых из них, неповрежденных за две тысячи лет, оно под воздействием холодной воды превратилось в желе темно-красного, почти черного цвета...

Эллины утоляли жажду вином, на две трети разбавленным водой: пить просто воду было не принято. Отношение греков к вину великолепно передано в пушкинском подражании Анакреонту:

Что же сухо в чаше дно?
Наливай мне, мальчик резвый,
Только пьяное вино
Раствори водою трезвой.

Мы не скифы, не люблю,
Други, пьянствовать бесчинно:
Нет, за чашей я пою
Иль беседую невинно.

Естественно, и в древности были настоящие пиры и попойки, иногда приводившие к печальным последствиям. По словам Геродота, могущество скифов, которые в VII в до н.э. несколько десятилетий приводили в трепет народы Азии, нанося удары то по Ассирии, то по Урарту, то по Палестине, пришло в упадок после того, как мидийский царь Киаксар пригласил в гости скифских военачальников, напоил их вином, а затем перебил их, пьяных и беспомощных. Александр Македонский проклинал вино, после того, как на шумной пирушке в честь победы над персидским царем Дарием, он, напившись, убил за невинную шутку своего друга полководца Клита Черного...

В диалогах Платона философская беседа не обходится без рубинового напитка. Вино было непременным атрибутом мужских пиров - сисситий. До нас дошли многие обычаи греков, связанные с вином. Так, например, хозяин дома, уходя, запечатывал своим перстнем винный погреб: с читалось, что жена, как только муж уйдет, непременно залезет туда и напьется допьяна... У молодежи существовала игра: выпив чашу вина, несколько последних капель особым способом следовало выплеснуть на стену, и затем по форме винного пятна гадать о будущей возлюбленной...

Богом вина в классическую и эллинистическую эпохи стал Дионис - божество малоазийского происхождения, ставшее на греческой почве сыном Зевса и смертной девушки Семелы, дочери фиванского царя Кадма. В честь Диониса устраивались два раза в год ритуальные праздники - Великие и Малые Дионисии. Сами же небожители пили нектар - божественный напиток, дающий бессмертие. Своим виночерпием Зевс сделал похищенного им прекрасного юношу Ганимеда...

О происхождении вина существовала прекрасная легенда. Однажды на охоте Дионис увидел очень красивого сатира, который играл на пастушьей свирели. Сатир, которого звали Ампелос, стал преданным другом Диониса и его спутником. Но однажды случилось несчастье: Ампелос упал со скалы и разбился. Дионис стал умолять отца Зевса вернуть его другу жизнь. Сжалившись, Зевс превратил погибшего сатира в виноградную лозу, плоды которой не уступали вкусу нектара, а запах превосходил запахи всех цветов. В них томился сок земли, родившейся из солнечного света, влаги и огня. С той поры Дионис стал странствовать по свету и учить людей делать пьянящий божественный напиток - вино. Сатиры, нимфы и другие волшебные существа составляли свиту Диониса. Все они были шумны и как бы охвачены безумием, включая самого Диониса.

Поэтому его еще называли Вакхом - безумным. Наиболее преданными почитательницами Диониса и вина были женщины-вакханки, входившие в его свиту. Они подпрыгивали в опьяняющем экстатическом безумии, вопили, размахивали прутьями и тирсами - жезлами, увитыми плющом и лозами. Сурово наказывал Дионис того, кто не хотел признавать его дара: такой сюжет послужил основой трагедии Еврипида "Вакханки", где исступленные фиванские женщины растерзывают на куски царя Фив Пенфея, не желающего принять власть Диониса, причем во главе беснующихся женщин стояла престарелая мать царя...

С именем сатира Ампелоса связано греческое название винограда - ampelos и название науки, занимающейся изучением сортов винограда, - ампелография. Отрасль медицинской науки, изучающей принципы виноградного лечения, называется ампелотерапией.

Категория: История виноделия
Просмотров: 1657 | Теги: Средиземноморье - Родина виноделия | Рейтинг: 0.0/0